Сексуальное насилие и изнасилование как злоупотребление властью в войне России против Украины

Выступление на слушаниях “Сексуальное насилие и изнасилование как злоупотребление властью”, проведенных Комитетом FEMM Европейского парламента 13 октября.

Вилли Фотре, “Права человека без границ”.

 

English HERE

 

Участниками дискуссии были

 

Г-жа Катажина КОЗЛОВСКА, общественный деятель,

основатель и президент Фонда #SayStop

Доктор Бранка АНТИК-ШТАУБЕР, сотрудничает с организациями, оказывающими поддержку жертвам сексуального насилия в Боснии

Г-н Вилли ФАУТРЕ, директор и соучредитель организации «Права человека без границ»

 

Открытие: Заместитель председателя Европарламента Радка Максова

 

Официальные фотографии с мероприятия здесь

 

HRWF (14.10.2022) – Злоупотребление властью, ведущее к сексуальному насилию и изнасилованию, имеет множество аспектов и может происходить во многих контекстах. В семье, в профессиональной сфере, в религиозном контексте, в мире спорта, в экономическом и политическом мире. Еще одна область злоупотребления властью и крайней жестокости, но уже в военное время, касается вторжения России в Украину, где иностранная оккупационная армия использует свою власть для совершения массовых поборов, включая сексуальное насилие и изнасилования.

 

Сексуальные домогательства, насилие и изнасилования в Украине в военное время

 

Уже более 230 дней резко возрастает количество обвинений в сексуальном насилии со стороны российских военнослужащих в Украине. На данном этапе, несмотря на интенсивную работу МУС и органов ООН, трудно даже приблизительно оценить количество пострадавших из-за ряда факторов.

 

Жертве и в мирное время трудно рассказать о столь травмирующем опыте. Поэтому можно представить себе, что чувствуют такие жертвы в военное время. Это означает, что свидетельства, собранные ООН, МУС или Красным Крестом, будут представлять лишь малую часть масштабов трагедии. Огромное количество случаев остается за кадром, поскольку многие женщины бежали в страны ЕС, были перемещены внутри страны или депортированы в Россию при неизвестных обстоятельствах. Кроме того, война все еще бушует на оккупированных территориях Украины.

 

Чрезвычайный характер сексуальных злодеяний, о которых исторически мало сообщается, означает, что в Украине пройдет еще много времени, прежде чем станет ясен весь масштаб проблемы. Небольшие города в пригороде Киева, которые уже известны миру массовыми убийствами мирных жителей, – Буча, Бородянка и Ирпень – также преследуют истории об изнасилованиях. Украинские официальные лица и активисты получили множество сообщений о сексуальных зверствах из регионов, которые и сегодня остаются под оккупацией.

 

В таких условиях собрать достоверные данные крайне сложно. В украинском обществе, особенно в сельской местности, сексуальные преступления настолько стигматизированы, что их жертвы боятся осуждения со стороны своего социального окружения. Обычно за помощью от имени жертвы обращаются ее родственники и друзья.

 

Позиция ООН и других институтов в отношении сексуального насилия и изнасилований в Украине

 

Несмотря на все упомянутые трудности, очевидно, что российские солдаты используют изнасилование как тактику войны. Это четко подтвердила Прамила Паттен, Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу сексуального насилия в условиях конфликта, когда она, после своего визита в Украину в начале мая, 6 июня провела брифинг для Совета Безопасности ООН. 

 

С 24 февраля Прамила Паттен выступила с тремя публичными заявлениями, “чтобы гарантировать, что этот вопрос не будет замалчиваться или не останется безнаказанным”. Она также призвала все стороны конфликта обеспечить защиту гражданского населения от сексуального насилия.

 

“Слишком часто потребности женщин и девочек в условиях конфликта отодвигаются на второй план и рассматриваются как нечто второстепенное”, – сказала она.

 

Она также предостерегла от слишком долгого ожидания действий, сказав:

“Активное поле боя никогда не способствует точной «бухгалтерии” […], если мы будем ждать достоверных данных и статистики, то всегда будет слишком поздно” и призвала международное сообщество немедленно мобилизоваться.

Информация с мест и статистические данные, предоставленные следственными органами, действительно скудны и фрагментарны.

 

По состоянию на 3 июня Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) получило сообщения о 124 предполагаемых актах сексуального насилия, связанных с конфликтом, по всей Украине – в основном в отношении женщин и девочек, и я осмелюсь сказать, что только 124.

 

В июне Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине (ММПЧУ) опубликовала отчет, охватывающий период с 24 февраля по 15 мая 2022 года, в котором Матильда Богнер, глава этого органа ООН, отметила, что она получила многочисленные заявления и смогла проверить 23 случая сексуального насилия, связанного с конфликтом, включая случаи изнасилования, группового изнасилования, пыток, принудительного публичного раздевания и угроз сексуального насилия.

 

Наталья Карбовская, соучредитель и директор по стратегическому развитию Украинского женского фонда, выступила в Совете Безопасности ООН со следующим заявлением:

 

“Хотя полный масштаб сексуального насилия, связанного с конфликтом, еще не известен, по оценкам правозащитников и правоохранительных органов, сотни случаев были совершены не только в отношении женщин и девочек, но также мужчин и мальчиков и людей другой гендерной идентичности.”

 

Ла Страда Украина, известная правозащитная организация, с начала марта получает звонки о случаях сексуальных преступлений. За первые два месяца войны, по их словам,  стало известно о 17 жертвах: одном мужчине и 16 женщинах, трое из которых были подростками.

 

По словам Юлии Аносовой, юриста группы, они получили по своей “горячей линии” истории о группах солдат, совершавших изнасилования на глазах у зрителей.

 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также сообщила о случаях сексуального насилия, связанного с конфликтом, в частности об изнасилованиях и принуждении к обнажению, по всей стране, отметив, что эти нападения часто имеют место в сочетании с другими преступлениями, включая убийства.

 

Прамила Паттен, Специальный представитель ООН по вопросу  сексуального насилия в условиях конфликтов, завершила свой июньский доклад в ООН  следующими словами:

“Нам не нужны точные данные для расширения масштабов гуманитарного реагирования или для того, чтобы все стороны приняли превентивные меры”.

 

На этом фоне она призвала гуманитарные организации уделять приоритетное внимание поддержке жертв сексуального и гендерного насилия.

 

Украина сотрудничает с ООН (Полезные рекомендации)

 

3 мая вице-премьер-министр Украины Ольга Стефанишина подписала с представителем ООН Рамочную программу сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия насилию, связанному с конфликтом.

 

В Рамочной программе выделены пять важнейших направлений, которые могут быть использованы в качестве руководящих принципов для текущего и будущего решения проблем сексуального насилия и изнасилований:

 

– Во-первых, укрепление верховенства закона и подотчетности как центрального аспекта сдерживания и предотвращения преступлений, связанных с сексуальным насилием. 

– Во-вторых, укрепление потенциала службы безопасности и обороны для предотвращения сексуального насилия. 

– В-третьих, обеспечение доступа жертв сексуального насилия, а также их детей к адекватным услугам, включая сексуальное и репродуктивное здоровье, психологические, юридические, социально-экономические услуги и поддержку реинтеграции. 

– В-четвертых, обеспечение того, чтобы вопросы сексуального насилия рассматривались в рамках любого соглашения о прекращении огня, и обеспечение того, чтобы амнистии за преступления, связанные с сексуальным насилием, были прямо запрещены. 

– И в-пятых, борьба с торговлей людьми в условиях конфликта в целях сексуальной эксплуатации или проституции.

 

Существует правовая база, существует политика, основанная на прошлом опыте в других конфликтных ситуациях, существует политическая воля для поиска, предоставления и анализа доказательств, существуют механизмы судебного преследования. Безнаказанность не может и не должна преобладать, даже если на выявление, поиск и арест преступников уйдут годы или десятилетия, как это было в случае с нацистскими преступниками Второй мировой войны.