РОССИЯ – УКРАИНА
ПЕРСПЕКТИВЫ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РЕГИОНАХ УКРАИНЫ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД РОССИЙСКОЙ ОККУПАЦИEЙ
Др. Аарон Роудс для организации Права Человека Без Границ.
HRWF (24.01.2022) – https://hrwf.eu – В 2014 г. Российская Федерация взяла украинский регион, Донбасс под свой контроль через процесс военного проникновения вместе с пророссийскими сепаратистами, создавая две лояльные России структуры: Донецкую Народную Республику (ДНР) и Луганскую Народную Республику (ЛНР). Россия также прямо присоединила к себе Республику Крым как субъект федерации.
Граждане Украины теперь могут со стороны Российской Федерации ожидать дальнейшие военные или кибернетические атаки, или, может быть, государственный переворот, намеривая установить Российский контроль. Некоторые эксперты во всем этом видят попытку воссоздать новую Российскую Империю из тех государств, которые достигли независимости после распада Советского Союза.
Много наблюдателей в мировом сообществе озабочены возможными серьезными последствиями таких сценарий, но также важно изучать ограничения прав человека в оккупированных регионах, где законы и административная практика были изменены российскими властями и каким образом такие подходы могли бы быть распростронены.
Российский контроль над оккупированными регионами Украины особенно касается основных прав на свободу вероисповедания и веру. Не может удивлять то, что уважение к свободе религии в Донбассе и Крыму по важным пунктам напоминает ситуацию в самой Российской Федерации. За последние десятилетия Российское Государство приняло постепенно более навязчивые и ограничительные законы в этой сфере, которые особенно касаются религиозных меньшинств.
В 2021-ом году Коммиссия Соединенных Штатов по Свободе в Мире (USCRIF) характеризовала Российскую Федерацию «страной, вызывающей особую озабоченность» на ряду с немногими другими странами, так как о Северной Кореи. Коммиссия писала, что власти продолжают преследовать «нетрадиционные религиозные меньшинства, которые приговариваются к штрафам, подвергаются арестам и против которых возбуждаются уголовные дела».
Российское государство считает «экстремизм» преступлением, но это понятие не имеет четкого юридического определения. Это дает властям возможность возбуждать уголовные дела по целому ряду ненасильственных религиозных действий.
USCRIF заметил, что власти полностью запретили как «экстремистов» Свидетелей Иеговы и этим сделали незаконным для 170.000 граждан исповедовать свою религию. USCRIF тоже заметил, что против этой группы граждан возбуждено 188 уголовных дел. В то же время «случаи пыток» все еще не расследуются и виновные не наказываются.
Исламская организация Хизб ут-Тахрир в России запрещена с 2003-его года. Многие ее члены были российскими судами приговорены к тюремному заключению за, так называемые, «террористические акты». Эти приговоры осудила организация Human Rights Watch.
По тому же образцу, ограничения свободы вероисповедания происходят в оккупированных регионах Украины.
Российские власти возбудили уголовные дела против многочисленных крымских татар, принадлежащих к коренному мусульманскому тюркскому населению по обвинению якобы «в связях с Хизб ут-Тахриром». Их обвинили в экстремизме и терроризме. Десятки людей находятся в тюрьмах. Это надежные эксперты в области гражданского общества считают злоупотреблением российского закона против терроризма.
Американская общественная организация Freedom House писала о том, как граждан поощряют доносить в Федеральную Службу Безопасности (ФСБ) на любого человека, который выражает несогласие с такой политикой.
Запрет Российской Федерацией Свидетелей Иеговы также распространяется на Крым. Пять членов той общины были приговорены к тюремному заключению. Свидетели Иеговы запрещены как в поддержанной Россией «Луганской Народной Республике», так и в «Донецкой Народной Республике».
Офис Верховного комиссара ООН по Правам Человека констатировал, что многочисленным общинам, которые были признаны украинским законодательством, новые, незаконные органы ЛНР, ДНР и Крыма в перерегистрации отказали под предлогом, что не выполняли критерии регистрации, действующие в Российской Федерации: Баптистам, Пятидесятникам и Адвентистам Седьмого Дня в перерегистрации отказали.
Ведется политика жителей регионов Украины, оккупированных и контролируемых Россией принудить войти в Московский Патриархат Восточной Православной Церкви чтобы дестабилизировать Православную Церковь Украины, которую российские власти рассматривают как препятствие для духовного и политического соединения двух стран.
Брюссельская организация IPHR, вместе с Центром Гражданских Свобод, в 2015. г. написали, что в Донбассе сепаратисты «православную религию используют как идеологическую основу «строительства государства». Все то, что не русско-православное рассматривается как иностранное, чужое». Организации показали на то, что с момента начала конфликта, «в регионе десятки мест вероисповедания были захвачены» и обратили внимание на «случая захвата людей, пытки и другие виды жестокого обращения и даже убийства священников и запреты религиозной практики, которая выходит за рамки Православия Московского Патриархата».
Россия стоит за напряженными отношениями между двумя ветвями Восточной Православной Церкви. Основы такой политики озвучил российский президент Владимир Путин в статье, опубликованной в июле 2021ого г., под заголовком «Об историческом единстве украинцев и русских». В этой статье Путин написал, что Московский Патриархат Восточной Православной Церкви «столетиями является символом» «родства» русских и украинцев. По его мнению, Украинская Православная Церковь – политическая структура, выдуманная светскими властями в те времена, когда Украина принадлежала к Великому Княжеству Литовскому.
Свобода вероисповедания находится в центре российской угрозы украинскому суверенитету и национальной идентичности. Соответственно, требования соблюдать свободу вероисповедания должны находиться в центре усилий всех государственных структур и групп гражданского общества, цель которых – возврат в Украину всех оккупированных Россией регионов.
При нынешнем нестабильном статус-кво, с применением насилия против граждан, европейские и международные власти должны привлечь к ответственности Российскую Федерацию за соблюдение ей – или несоблюдение – свободы вероисповедания и всех юридических прав человека в регионах, незаконно оккупированных Россией. Если этого не сделать, это бы считалось как признание и легитимизацию российской оккупации. Отсутствие требований соблюдать основные свободы в регионах Украины, находящихся под российской оккупацией, значило бы признание российского суверенитета над этими регионами. Все мы должны настаивать на соблюдении признанных мировым обществом границ.
Др. Аарон Роудс – старший сотрудник Общества Здравого Смысла и председатель Форума Свободы Вероисповедания в Европе. Он является автором книги «Обесценивание Прав Человека» (“The Debasement ofHuman Rights” – Encounter Books, 2018)